Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Слова и музыка рождаются вместе
Побеседовать с Вадимом Самойловым - руководителем рок-группы "РТФ" оказалось делом сложным. Днем у него - учеба (до последней в его студенческой жизни сессии остались считанные дни), а вечером - репетиции. - Приходи сразу после "последнего звонка", - посоветовал Вадим, - я, наверное, час-другой буду свободен, тогда и поговорим. И вот мы сидим в небольшой аудитории радиотехнического факультета и беседуем.
Вадим, представь, пожалуйста, группу, расскажи о ее истории.
- Начну с истории. Первое публичное выступление группы состоялось ровно три года тому назад на смотре-конкурсе концертных программ ССО. Мы представляли стройотряд "Импульс" Рт и играли хард-рок. Но уже тогда мы пытались искать более сложные формы самовыражения. Такой, к примеру, была композиция "Прощай". Весной 1984 года сделали пробную запись на магнитофон концертной программы. Она сразу высветила несколько проблем: во-первых, необходимы были более подготовленные в профессиональном плане музыканты, во-вторых, поняли всю сложность работы со звуком. Стали активно заниматься техническими проблемами, накапливали материал. Одновременно с этим мы пришли к выводу: хард-рок не для нас. Скоро в группе появились новые люди: Петр Май - ударник и Игорь Карпенко - клавишные. Тогда и родилось сегодняшнее название "РТФ", потому что уже перестал быть коллективом ССО "Импульс". Весной 1985 года выступили на смотре художественной самодеятельности радиофака и получили лишь "два" балла. Жюри посчитало наше выступление слишком громким. Но мы продолжали работать. Самым сложным периодом для коллектива была осень прошлого года, когда в группе осталось только два человека. Мы не пали духом. Нарабатывали материал, искали и покупали новую аппаратуру, подбирали людей. Весной этого года подали заявку в городской рок-клуб и буквально несколько дней назад выступили там.
О составе. Сейчас нас пять человек: Александр Кузнецов (единственный, кто остался из первого состава) - бас-гитара, Александр Козлов - клавишные, Алик Потапкин - ударник, Александр Иванов - соло.
Вадим, ты уже упомянул о выступлении в творческой мастерской городского рок-клуба. Как ты оцениваешь его? Каковы результаты?
- Выступление не самое удачное. Потому что нам не хватило времени на настройку инструментов. Во время концерта гитары "забили" клавишные, и у зрителей создалось искаженное впечатление, что мы играем хард-рок. Хотя музыка у нас более разноплановая, сложная - так называемый прогрессивный рок. Кроме этого мы извлекли из выступления для себя полезный урок. Концертному варианту нашей программы недостаточно только тщательной музыкальной проработки, нужен продуманный видеоряд. Ибо от того, как мы себя держим на сцене, зависит многое. Насчет результатов - они положительные. Коллектив аттестован. (Сейчас таких рок-групп в области четырнадцать). Это дает нам право публичных выступлений в пределах Свердловской области.
Что же вы исполнили в тот вечер?
- Семь разноплановых композиций. Две из них полностью инструментальные. Одна написана на стихи армянского поэта А.Сагияна.
Что для тебя главное в композиции - слова или музыка?
- Для меня главное все-таки музыка. Я пользуюсь методом ассоциативной поэзии, когда музыкальная фраза как бы рождается вместе с текстом, когда слова не отделимы от музыки. По-моему, именно на уровне ассоциативных образов можно полнее и глубже передать состояние человека, его боль и радость. Хотя, не отрицаю, есть вещи, для которых вначале пишется текст, а потом уже мелодия дополняет, подчеркивает его. Лично у меня более удачные композиции получаются именно тогда, когда слова и музыка рождаются вместе.
Как удается сочетать в себе музыканта и радиста? Не мешает одно другому?
- Не мешает, а помогает. Не представляю, чтобы я делал, если бы не был радистом. С современной аппаратурой надо быть на "ты", а иначе не сможешь использовать до конца все ее ресурсы.
Вадим, назови, пожалуйста, тройку лучших советских рок-групп.
- "Урфин Джюс", "Аквариум", ранний "Автограф".
Какую музыку ты слушаешь в свободное время?
- Из современной - английскую группу "Йес", из классики - раньше любил слушать орган, сейчас - струнные концерты Паганини.
Часто ли ты подвластен чувству неудовлетворенности?
- Почти все время. Только два раза получил удовлетворение от своего выступления.
Твой любимый цвет?
- Темно-серый в контрасте с белым.
Наступающий год - год Зайца. Будет ли он как-то отражен в твоих будущих композициях?
- Думаю, нет.
Планы на будущее.
- Готовим новую программу. Будем экспериментировать с музыкой, уходить от штампов. Сейчас я для себя ограничиваю всевозможные прослушивания. Пытаюсь больше слушать только народные мелодии. Потому что советский рок должен нести свои национальные традиции. Сейчас же он в основном подражательный. Но и в народной музыке нельзя заниматься переделкой на современный лад, как это делает ансамбль "Ариэль". Здесь нужен синтез, поиск новых форм.
На этом наша беседа закончилась. Я пошел домой, а Вадим остался на факультете, потому что в это время шел факультетский смотр-конкурс стройотрядовских агитбригад. На часах было восемь вечера...
Я. Крылов, "За индустриальные кадры", 25/12/1986