Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Попросим Пласидо Доминго спеть бесплатно
Вадим Самойлов строит в Интернете цивилизацию справедливости — без порнухи и желтухи, но с копирайтом.
— Как вы пришли к необходимости отстаивать авторское право? Начинающие исполнители обычно только рады тому, что их записи расходятся свободно. В какой момент произошел качественный переход?
— Я бы не говорил о каком-то качественном переходе. Потери, начиная с 1990-х годов, несут все музыканты, независимо от стажа. Но если раньше проблемой были физические носители — компакт-диски и кассеты — то теперь дело в Интернете, масштабы этой проблемы гораздо серьезнее. Причем судьба молодых творческих проектов меня гораздо сильнее беспокоит. Масштабные коммерческие проекты становятся популярными, в них вложено много сил и средств, поэтому только такие сейчас и выживают. А у более креативных, интересных, независимых проектов из-за пиратства очень слабая доходность, и они просто не могут подняться на ноги, и никто о них не узнает.
— А как насчет господдержки? Возможна ли в России такая схема — когда исполнитель, помимо доходов от концертов, получает еще и пособие от государства, а информация при этом распространяется свободно?
— Ну, тут возникает другая проблема — если государство возьмется за обеспечение пособий, то кто эти деньги будет распределять? Кто, кому и как? Мне кажется, тут не может быть какой-то объективной и толковой реализации. Гораздо более понятной и реальной мне представляется система, когда автор получает определенные отчисления за каждую свою композицию или какое-то другое произведение. Но я для начала хотел бы правильно расставить акценты — я не против свободного распространения информации. Это, напротив, большой плюс Интернета. Никому ничего запрещать не надо. Надо, чтобы пользователь мог скачать что угодно, но при этом деньги за скачивание, которые нужно отчислять авторам, входили бы в стоимость трафика.
— Вы представляете, как подобная система должна быть устроена?
— Она должна быть полностью автоматизированной. Каждой композиции и вообще каждому файлу, у которого есть конкретный автор, будет присвоен определенный цифровой идентификатор. Сейчас человек, у которого есть Интернет, платит только за услуги связи, а не за контент. Это и надо менять. Деньги, положенные авторам, должны включаться в трафик! Те, кто создает что-то интересное, должны получать награду за свой труд.
— То есть вы не поддерживаете превентивные меры, вроде закрытия сайтов с пиратским контентом (как это недавно произошло с torrents.ru)?
— Попытки закрывать конкретные сайты типа torrents.ru — это в некоторой степени истеричная мера. Понятно, что при отсутствии внятного законодательства случаются такие разовые акции. Но они полезны в любом случае. Дело в том, что этакая «робингудовская романтика», сложившаяся вокруг подобных сайтов, сильно преувеличена и вообще не верна. Прикрываясь красивыми словами, они, по факту, занимаются воровством и пиратством. Но дело вот в чем: при той системе, которую я предлагаю, ничего закрывать не придется вообще! Просто само собой исчезнет деление на пиратские и не пиратские сайты, если в стоимость трафика будет входить цена каждого скачанного произведения.
«Авторский, интеллектуальный труд и уважение к нему — это то, на чем должна стоять цивилизация справедливости, которую мы и хотим сформировать».
— Вы несколько месяцев назад говорили в одном из выступлений, что в вашей деятельности есть подвижки. Чего именно удалось добиться? Кто-то согласен встать на счетчик?
— Конечно, сейчас это все находится на стадии дискуссий, необходимо широкое обсуждение, круглые столы, где с одной стороны были бы продюсеры, а с другой — ведущие ресурсы. Но уже есть несколько крупных ресурсов, которые идут авторам навстречу. Пример, который они подают, дорогого стоит. Хорошо, что в Интернете находятся площадки, для которых репутация важнее лишнего заработка. Их никто не обязывает и не может законодательно обязать, но они сами идут на это по доброй воле. «Шаг навстречу» в следующем: авторы могут напрямую пожаловаться на пиратский контент, и тогда к этому контенту будет приостановлен доступ. Сейчас ведь еще есть такой перекос: чтобы доступ к информации был приостановлен, автор должен сам беспокоиться, доказывая, что это именно его произведение. Нужно, чтобы наоборот — автор обращается с жалобой, а пользователь, разместивший информацию, доказывает, что имел на это право. Это ведь дело принципа. Меня именно принцип интересует, а не убытки.
— Чтобы за каждым файлом в Интернете был установлен тотальный контроль — вам самому это утопией не кажется?
— Технические позиции каждого файла уникальны. Сейчас даже существуют специальные программы, которые позволяют по какому-то фрагменту, скажем, песни, определить ее автора и другие данные.
Объектов много, это действительно очень серьезная и огромная работа. Но другого варианта в принципе не существует, его нет! Нет других способов навести порядок в Интернете и восстановить справедливость по отношению к авторам.
Понятно, что это пока только идея. Но то, что некоторые крупные интернет-деятели уже пошли с нами на переговоры, — очень важно. Важно, чтобы они создали прецедент. Даже не «прецедент» в юридическом смысле, а, скорее, заразительный пример. Только так мы можем создать цивилизованный Интернет. Не такой, где одна порнография и желтуха. Я сейчас испытываю оптимизм по этому поводу. Мне кажется, в стране появилась надежда на то, что вектор инноваций будет поддержан. Страна сделала ставку на высокие технологии. Это неизбежно, сырьевая политика себя исчерпывает, ресурсы кончаются, нужна модернизация, нужен более прогрессивный курс, понимание этого есть. А никакая модернизация невозможна без уважения к человеку. Авторский, интеллектуальный труд и уважение к нему — это то, на чем должна стоять цивилизация справедливости, которую мы хотим сформировать.
«Я занимаюсь вопросами защиты авторских прав в Общественной палате, и если бы вы знали, сколько писем приходит к нам от различных фирм, которые не хотят платить!»
-А чем руководствуются ваши коллеги-музыканты, которые выступают принципиально против копирайта? Как-то ведь они живут при этом.
— Тут есть два момента, на мой взгляд. Во-первых, это неправильное понимание сути копирайта. Копирайт — это не такая штука, которая должна работать на разрешение или запрещение информации. Просто есть вещи, которые придумал конкретный человек, и это необходимо зафиксировать. А второе — мне кажется, многие музыканты из-за плохого состояния дел в сфере не видят возможности двигаться дальше, и их не интересует, какие перспективы открывает культура копирайта. Скажем, не секрет, что у многих музыкантов сложные отношения с посредниками — лейблами. Система, когда отчисления авторам входят в стоимость трафика, позволяет постепенно избавиться от этих посредников.
— Вы как член совета Российского авторского общества должны понимать механизмы его работы. Зачем РАО совершает точечные атаки на организаторов Грушинского фестиваля, на кинотеатры — за незаконное использование музыки в фильмах? Это что, публичная порка ради устрашения?
— Думаю, здесь очень много подковерных игр. Во многих случаях, которые выходят на поверхность, все упирается в бизнес, в финансовые вопросы. Я занимаюсь вопросами защиты авторских прав в Общественной палате, и если бы вы знали, сколько писем приходит к нам от различных фирм, которые не хотят платить! Даже, например, просили освободить от авторских отчислений, когда был концерт Пласидо Доминго. Ну давайте тогда и самого Пласидо попросим бесплатно спеть! А почему постановщика, осветителя не попросили бесплатно поработать? Почему авторы не должны ничего получать за исполнение произведений?
Но нельзя, конечно, не признать, что все компании, задействованные в этой индустрии, выступают в роли лебедя, рака и щуки. Все преследуют свои интересы, и такие невнятные разовые акции того же РАО существуют потому, что, как я уже говорил, единой стратегии в этом вопросе нет.
— Авторские права нарушаются не только в Интернете. Как в оффлайне исправить положение дел? Это же очень большой сектор рынка.
— Ну, тут речь, в первую очередь, о несовершенстве структуры правоохранительных органов. Производство пиратской продукции — это малый бизнес, это осуществление продаж, которое происходит у всех на виду. В любых придорожных ларьках есть вещи с логотипами, которые наклеили, даже не спросив авторов. Все это, как правило, находится в поле зрения милиции, но, чаще всего, ей же и крышуется. И меня очень радует, что в Сети появляется столько информации, обличающей милицию. В этом одно из главных достоинств Интернета — он существенно ускоряет распространение информации, больше людей узнают о том, о чем должны узнавать. Цивилизованный Интернет должен помочь в борьбе с преступностью и с несправедливостью — потому что все мы будем знать друг о друге больше. И все тайное рано или поздно станет явным.
Иван Козлов, 30 июня 2010
Источник: www.saltt.ru/node/2427