Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Вадим Самойлов: «Наши концерты нужны летчикам в Сирии»
На гастролях в Воронеже основатель «Агаты Кристи» рассказал, почему ему понравилось выступать перед военными в горячей точке, чем интересны ему молодые группы и как бороться с нелегальным скачиванием музыки.
«Агаты Кристи» уже нет, а песни живы! 27 января послушать Вадима Самойлова, даже одного, в концертный зал Event-Hall пришло около 1000 поклонников. Публика отчаянно ностальгировала под любимые хиты почившего легендарного коллектива, зрители не могли усидеть на местах и, столпившись у сцены, тянули руки в приветствии к основателю «Агаты Кристи», появившемуся перед публикой в непривычном образе.
НА КОНЦЕРТЕ НА АВИАБАЗЕ РАЗДАЛ ТЫСЯЧУ АВТОГРАФОВ
- Вадим, недавно вы выступили на авиабазе в Сирии, чем запомнилась поездка?
- Мы решили полететь по собственной инициативе, сами нашли организаторов в Минобороны, что называется, напросились. И правильно: военные нас очень тепло встретили. Служивые - люди не очень многословные, привыкли сдерживать эмоции. Но нам удалось во время концерта их воодушевить, довести их до эйфории, они подпевали «как на войне», пели хором самые знаменитые наши композиции. Такие поездки нужны. Это моя гражданская позиция: считаю, что РФ, послав поддержку по просьбе властей Сирии для помощи в уничтожении ИГИЛ (запрещенной в России и многих других странах организации – ред.), действительно заботится о мире. Судя по всему, кроме российской армии террористов особенно некому останавливать, никто не горит желанием. А нам все равно рано или поздно с этим пришлось бы столкнуться... А мы, музыканты, своим творчеством помогаем нашим людям, вдали от дома несущим опасную службу. У них день похож один на другой: интенсивный поток вылетов, бывает и ночью, еще технические работы по перевооружению. И если выпадает в выходной такой концерт, люди его сильно ждут. И насколько значимо было само выступление, настолько же было приятным общение с военнослужащими после него – я раздал, наверное, тысячу автографов и сделал столько же фотографий на память. В общем, это была такая дружеская история, которая всех воодушевила.
У МОЛОДЫХ МУЗЫКАНТОВ НЕ ХВАТАЕТ ПЛОЩАДКИ, ГДЕ ПРОДВИГАТЬ СВОЕ ТВОРЧЕСТВО
- Вы больше 10 лет воодушевляете и музыкальное сообщество, опекая проект Rocklab, что там происходит нового?
- Проект сначала назывался «Рок-герой», потом переименовали в Rocklab. Сейчас активных действий там не происходит, но записи молодых музыкантов там размещаются, композиции участвуют в хит-параде, ребята там общаются, находят партнеров, в общем взаимодействуют. И это хорошо, потому что сейчас у молодых ребят нет площадок, где они могли бы представить свою музыку, потому что формат «Нашего радио» - русский рок, радио «Максимум» не берет новинки начинающих исполнителей. Словом, они находятся в достаточно невыгодном положении – музыку ставить некуда. А она интересная, комбинаторная, там есть электроника, элементы поп-музыки, что было близко и «Агате Кристи». Но это не совсем попадает в формат радио, продюсеры сопротивляются такой музыке. Поэтому вопрос организации такой площадки актуален до сих пор. Сейчас молодой музыки огромное количество и сложно разобраться, где найти и что, хочешь разобраться, кто есть кто. У нас есть идеи продолжения проекта Rocklab. Ищем инвесторов, будем его развивать.
- За время карьеры вы сотрудничали со множеством музыкальных групп, с кем сейчас интересно поработать?
- Судьба была благосклонна, удалось поработать с некоторыми коллективами, чье творчество мне было близко. Не оставляю надежды, что может быть запишем что-нибудь с группой «Пикник». Понравилось работать и с «Наутилусом»: «Титаник» - альбом замечательный. Со многими именитыми группами, на самом деле, повзаимодействовал бы. Но это происходит все спонтанно, а не то чтобы мы ставили такую цель. Это же тонкие вещи. Может, еще все срастется, поработаю в качестве саундпродюсера или аранжировщика с другими музыкантами. Я это люблю делать. С молодыми группами я этим и занимаюсь – оказываю консультации по продюсированию, по материалу, текстам, аранжировкам. Словом, по творческим вопросам. Мне это близко, нравится делиться своими впечатлениями и знаниями с молодежью. Думаю, это будет происходить и в дальнейшем.
ХОЧЕТСЯ ВЕРНУТЬСЯ К «СТАРОМУ-ЗАБЫТОМУ-НОВОМУ»
- На чей концерт вы сами бы сходили?
- Недавно побывал с друзьями на выступлении The Prodigy, понравилось. Есть группы, на которые мне сходить любопытно. Но сейчас у меня такой период накопления материала, сочиняю, думаю, как дальше развивать проект «Вадим Самойлов и «Агата Кристи». Все хиты».
- Какие в планы в этом направлении?
- Будем его расширять, добавлять в него новые композиции, я пока не решил, как это правильно сделать, чтобы зрителю было интересно. Весь февраль уйдет на это. С марта начнем гастролировать с обновленной программой, в которую войдут лучшие хиты «Агаты Кристи» и мои вещи из так называемого «старого-забытого-нового», где будут и мои институтские эксперименты, и что-то из неопубликованного. Мне хочется вернуться к себе вчерашнему, чтобы переосмыслить то творчество. Еще есть проект «Полуострова», композиции из которого многим нравятся. И новые песни пишутся. В общем, это будет программа из серии «Агата Кристи» плюс».
- Вы вспомнили институтские эксперименты. Как раз недавно прошел Татьянин день, считающийся Днем студента, помните самое яркое студенческое воспоминание?
- Их много – студенческая жизнь была бурной. И рок-группа собственная, и стройотряд, и институтская дружба с «мечталками», философскими беседами и крепкой мужской компанией. В юности у меня все состоялось, теплые воспоминания остались от института. И приобретенная специальность радиоинженера в современной звукозаписи и продакшне очень полезна. Я с детства любил физику. Сам паял светомузыку, записи всем делал невообразимым тогда способом – составляя друг с другом бытовые магнитофоны. Ну и самое значимое приобретение, конечно, то, что из студенческого времени выросла «Агата Кристи» - как продолжение моей институтской группы. Коллектив тогда никак не назывался, просто ВИА РТФ УПИ – ансамбль радиотехнического факультета Уральского политехнического института. Название «Агата Кристи» появилось после того, как в 1986 году мы решили вступит в Свердловский рок-клуб.
АВТОРСКИЕ В ВИДЕ ПРОЦЕНТА ПЛАТЫ ЗА ИНТЕРНЕТ МОГУТ РЕШИТЬ ПРОБЕЛМУ ПИРАТСТВА
- В рамках работы в Общественной палате вы занимаетесь борьбой с пиратством. Вы знаете, как совершенствовать закон об авторских правах?
- Сейчас у нас период дискуссий – что с этим всем делать? Законы-то написаны, но практика применения хромает. Да и объем пиратства огромный. Сразу подступиться – нереально. Это как с огромной лужей: лучше перепрыгнуть, чем выгребать. С другой стороны, в последнее время в мире много произошло изменений – в способах распространения музыки, медиа-контента. Поэтому сферу интернета нужно штудировать. Сейчас у нас процесс обсуждения концепций – популярна тема глобальных лицензий, которую я в целом поддерживаю. Речь о том, что рано или поздно оплата авторских в интернете должна перейти в формат по аналогии с концертным. Там зритель покупает билет, 5 процентов суммы от его стоимости перечисляется в РАО и затем отправляется авторам, чьи песни прозвучали. То есть человек будет платить свои 300-500 рублей за безлимитный интернет, и не будет озабочен тем, что 25 рублей из этой суммы уходит в авторское агентство и распределяется между правообладателями. В интернете это сделать намного проще: есть данные трафика, есть точное понимание того, что человек скачивал, слушал, его деньги точно попадут адресату. В случае с концертной организацией, когда деньги ушли в какую-то контору, которая сверяет какие-то бумажки, этот процесс не вызывает сильного доверия. А интернет – прозрачная конкретная структура, четкие данные, которые легко учитываются. Так что, скорее всего, мы выйдем на такой режим. Это означает, что проблема нелегального контента будет вообще снята. Сейчас человек не знает: официально он купил или нет? А в случае с глобальными лицензиями, что человек не скачал бы - откуда угодно - он будет знать, что это легально. Пиратский контент перестанет существовать как класс. Все, что воспроизводится, в хорошем, плохом ли качестве, распознается, авторы известны – деньги идут им. Если человек хочет в хорошем качестве слушать что-то, может зайти на платную площадку и конкретно купить. А устраивает слушать и так – да ради бога. В любом случае это будет узаконено. И комфортно для всех. Но думаю, лет 5-10 еще придется поломать копья над воплощением этой идеи.
Татьяна Подъяблонская, Комсомольская правда - Воронеж, 28/01/2016