Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Вадим Самойлов: «Всем peace - это все сопли розовые»
Вадим Самойлов, основатель распавшейся в 2010 году рок-группы «Агата Кристи» и благотворительного проекта «РокЛаб», активный общественный деятель, рассказал о своих взглядах на сетевое пиратство, патриотизм и «протестную» моду.
Ремарка: Вадим Рудольфович, вы как-то сказали, что 99 % процентов написанного о вас в СМИ ‒ ложь. Чем вы объясняете такую исключительную нелюбовь СМИ к вам?
Вадим Самойлов: Ее нет. Про большинство публичных людей написано много ерунды.
Р: Но ведь СМИ – это и те же интервью, в которых большая часть материала ‒ ваши слова.
В. С.: За нас с братом написано много. Если брать тот период, когда Интернет-СМИ только зарождались, когда группа была сверхпопулярной, модной, про нас слагали много небылиц, и этот ворох болтается в Интернете до сих пор. Сейчас баланс сместился, конечно. Я пытаюсь контролировать ситуацию, хотя о личной жизни по-прежнему полно ерунды. Знаете, есть профессия «музыкант», а есть профессия «публичная персона». Я очень люблю быть музыкантом, мне приходится быть общественным деятелем, и я терпеть не могу быть публичной персоной.
Р: В одном интервью вы сказали: «Сегодня все без исключения «уважаемые» издания у себя на страницах печатают просто неприемлимые, граничащие с порно новости». Неужели нет ни одного издания, которому бы вы доверяли или хотя бы просто регулярно читали?
В. С.: Я читаю только дайджест новостей. Мне не нужна аналитика. В чем проблема современной журналистики? Каждый, кто в школе чуть лучше других писал изложение, сочинение, начинает не просто излагать факты, но и давать свою трактовку событий. Я считаю, что это неправильно. Мне достаточно прочитать факт, и мой мозг сам способен проанализировать, что произошло и что это означает. Если вернуться к цитате, то, действительно, на сайте ВГТРК в «подвале» может быть реклама чего-либо такого…
Когда Интернет-СМИ только зарождались, про нас слагали много небылиц.
Р: Будучи членом Общественной палаты, вы уделяли большое внимание вопросу авторского права. Есть мнение, что сетевое пиратство на продажах альбомов сказывается незначительно, зато ощутимо подпитывает рост популярности исполнителя.
В. С.: Для молодого музыканта продажи альбома всегда незначительные. Так было, есть и будет. Из-за пиратства в музыкальной индустрии крайне редко остаются профессиональные ребята. Они вынуждены либо заниматься попсой, либо все бросить. В Интернете надо ввести глобальную открытую лицензию. Например, сейчас я выступаю с проектом «Вадим Самойлов: Агата Кристи – все хиты». Организаторы концерта по закону РФ обязаны отчислить 5 % от дохода с проданных билетов «Российскому авторскому обществу». Эту сумму РАО распределяет по авторам исполненных на концерте песен, то есть достается и мне, и Глебу в оговоренной пропорции. То же самое должно быть сделано и в Интернете. Чтобы слушать «Яндекс. Музыку» или скачивать какие-нибудь файлы, вы же платите за безлимитный интернет, правильно? Надо сделать так, чтобы из этой суммы те же 5% переводились в соответствующие агентства или напрямую правообладателям. У компьютера есть точные данные, что и где пользователь скачал. Определить композицию тоже реально, вспомните Shazam. Любой компьютер может все это сделать и отправить денежные средства точно по адресату, минуя корпорации и лейблы. Я сам против них. Лейблы обманывают музыкантов. Я ‒ за автоматизированную систему, при которой все будет как бы бесплатным, ну, за интернет придется платить. Вопрос будет только в качестве. Хочешь простой mp3 ‒ скачал где-то там, хочешь качественную запись ‒ зайди на сайт артиста или другой специализированный сервис.
Р: Есть ли у вас опыт взаимодействия с владельцами торрент-трекеров?
В. С.: У меня самого нет.
Р: Недавно один музыкант заявил, что такие «пираты» всегда отзываются на просьбу правообладателей закрыть раздачу.
В. С.: Это только один такой есть – Рутрекер. И ему больше всех досталось от наших чиновников. А есть много трекеров, которые игнорируют обращения.
Р: Большинство рок-исполнителей пропагандируют пацифизм. А вы?
В. С.: Я, конечно, тоже за мир во всем мире. Проблемы между людьми надо решать не силой, а договоренностями, компромиссом, взаимным уважением. Если вы намекаете на мои полеты в Донбасс, то там люди отстаивают свое право жить так, как они хотят.
Р: Вы почти угадали. Следующий вопрос был о Сирии. Вы говорили, что летали поднять боевой дух российских солдат. И даже лучшей похвалой для вас были слова одного офицера: «Ну всё, можно еще на три месяца смело оставаться».
В. С.: Пацифизм не заключается в том, чтобы сидеть или, как Андрей Макаревич, ходить с шариком и говорить «всем peace». Это все сопли розовые, подделка под пацифизм. Ну, представьте: рядом будут убивать вашего друга, а вы будете стоять и смотреть? Скажете: «Я ‒ пацифист»? Правительство Сирии попросило Россию помочь. Там христиан вырезают!
Р: Вопрос как к участнику Селигера: как думаете, почему форум перестали проводить?
В. С.: Его просто распределили по регионам. Один в Тавриде, другой в Клязьме... Практически в каждом федеральном округе есть сейчас свой молодежный форум.
Р: Как вы оцениваете государственную молодежную политику? Нет ли перехлеста со взращиванием патриотизма?
В. С.: Однозначно есть. У нас сначала пускают все на самотек, потом резко хватают и муштруют. Надо найти какую-то золотую середину. Патриотизм воспитывается не вбиванием и не криками «ура», а какими-то примерами из жизни, осознанием истории. Поэтому я приветствую возвращение единого учебника истории и вообще в шоке от того, что в течение 20 лет на это никто не обращал внимание.
Из-за пиратства в музыкальной индустрии крайне редко остаются профессиональные ребята. В Интернете надо ввести глобальную открытую лицензию.
Р: Многие рок-исполнители через творчество критикуют государственный строй и общество. Как думаете, такая деятельность плодотворна?
В. С.: Критика государственного строя должна быть очень-очень обоснованной и для нее есть другие площадки. В знакомых мне песнях на эту тему я ничего толкового не слышал. Наиболее интересные тексты были созданы еще в перестроечные времена. У группы «Телевизор», которая сейчас просто из ума выжила, тогда были очень прикольные, образные песни. «Твой папа ‒ фашист» намного содержательнее, нежели современные антигосударственные песни. Форма государства будет меняться, но оно было, есть и будет. Поэтому надо вопить не о том, что государство не нужно, а о том, как сделать так, чтобы государство было комфортным для всех нас. Для этого существуют общие процедуры, прописанные в законе, в конституции. У нас сегодня нет в стране ничего такого, что требовало бы революционного вмешательства.
Р: Сейчас больше не к революции призывают, а к гражданской сознательности.
В. С.: Знаете, когда меня в детстве начинали критиковать, у меня пропадало желание вообще чем-то заниматься. Когда тебя родители ругают, назло будешь делать наоборот. И потом почему молодой музыкант, который еще не понюхал жизни, будет советовать более взрослым людям, как себя вести? За острыми, громкими словами должна быть какая-то жизненная практика. Когда Чирикова что-то вопит, я вижу в этом только позерство и отсутствие полного понимания о том, как устроено российское общество, власть, государство. Это просто пустой вопль человека, который считает себя сверхумным, сверхкреативным.
Р: Сейчас вы гастролируете с песнями «Агаты Кристи», исполняете продукт вашего с братом творчества, но без Глеба. Как он к этому относится?
В. С.: По-разному. Когда трезвый ‒ по одному, когда пьяный – по другому. Он точно так же выступает с песнями из «Агаты Кристи». Вот, недавно в Америке пел, в Израиле. Если говорить об использовании самого брэнда, то еще с 2010 года на всех афишах концертов The Matrixx организаторы крупными буквами писали «Агата Кристи». Это и понятно, этого не избежать. Просто не надо меня сейчас обвинять в том, что я захватываю «Агата Кристи». К тому же когда мы решили играть ностальгические концерты, одной из просьб Глеба была начать исполнять на сольниках песни «Агаты Кристи».
Р: Однажды поклонник вам задал вопрос: «А Вы бы согласились на концерт Агаты Кристи за 1 миллион долларов?» Вы ответили: «Один мне, один - Глебу. Тогда и поговорим». Совместный концерт прошел в Москве и Питере.
В. С.: Конечно, таких денег артисты не получают (смеется).
Р: Вопрос не о том. Глеб после концертов сказал, что ему деньги не достались.
В. С.: Он врет.
У нас сегодня нет в стране ничего такого, что требовало бы революционного вмешательства.
Р: Когда вы выступаете вместе с братом, то складывается впечатление, что вы ‒ близнецы. Так похожи внешне. Однако взгляды на жизнь у вас совершенно противоположные. Есть ли какая-то точка отсчета, событие, после которого ваши мировоззрения стали кардинально отличаться?
В. С.: Нет, это результат нормального развития личности. И я бы не сказал, что мы на сцене похожи. Быть может, только в 94-96-е года, когда мы были такие пухляши, отпускали волосы…
Р: В шоу «Вечерний Ургант» вы тоже достаточно похожи лицами.
В. С.: Лицами, понятное дело, мы же братья, но ощущения от нас разные.
Р: Согласен. Надеюсь, у вас с братом все наладится, и фанаты еще увидят ваш совместный концерт.
В. С.: Зарекаться от этого не стану - все возможно, но объединения в «Агату Кристи» точно не будет. Каждый из нас самодостаточен.
Р: Знаю, что вы не любите рассказывать о планах и не буду спрашивать дату выхода сольного альбома. Но скажите, ждать еще долго?
В. С.: Сейчас я уже могу ответить. Мероприятия на эту тему планируются на эту осень, возможно, даже раньше.
Ремарка, 04/04/2016