Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Вадим Самойлов: Жизнь в 10 песнях
10 апреля в Санкт-Петербурге и 22 апреля в Москве один из основателей группы «Агата Кристи» Вадим Самойлов исполнит главные хиты «Агаты», написанные им совместно с братом Глебом. Вспоминая сложную историю «Агаты Кристи», прекратившей существование в 2010 году, Самойлов говорит: «Кризисов в группе было много. Вообще, кризисы для того и существуют, чтобы их преодолевать, делать из них выводы и развиваться. Потому что жизнь именно таким образом и устроена. Она развивается способом вдоха – выдоха, паузы и нового вдоха. Цикличность присутствует во всех процессах и в творчестве тоже. Таким образом, любой спад – это всего лишь фаза перед новым подъемом».
Rolling Stone попросил Вадима рассказать о главных песнях в его карьере, которая, помимо «Агаты Кристи», включала и проект «Полуострова», и сольное творчество. «Если уж говорить по-честному, то хочется сказать про «Незаписанную песню» или «Неуслышанную песню», — признается Самойлов. — Это та мечта, к которой автор приближается по мере жизни, и пока эта мечта впереди есть, — это прекрасно, хотя и бывает некой пыткой». Песни «Агаты Кристи» можно рассматривать как этапы приближения к этой мечте — от «Второго фронта» до «Эпилога».
Viva Kalman!
1989
«Это песня с дебютного альбома, который был записан на пластинке, и уникальность ее в том, что вот услышишь ее во сне и потом приходишь на репетицию и с коллегами ее делаешь, и она точно такой и получается, как во сне. Потом мы уже вместе поняли, о чем она будет, а поскольку «АК» тогда пела такие памфлеты о странных героях — всяких одушевленных столах, тумбочках и неодушевленных людях, то вот такой странный образ клоуна, который сначала всех веселит, а потом всех убивает, — для нас это было актуально. Ну, в любом случае, уникальность этой песни в том, что редко когда замысел, который ты слышишь где-то в голове далеко, потом воплощается на сто процентов с такой скоростью. В этом случае она у меня со всеми проигрышами, со всеми, так сказать, характерами приснилась, и буквально я ее на следующей репетиции показал, и все случилось. В общем, вот такая странная юношеская история. В юности такие вещи происходят чаще, чем в более зрелом возрасте».
Нисхождение
1993
«Песня из альбома «Позорная звезда». Автором музыки к этой песне был Саша Козлов. Можно сказать, что у меня с Сашей Козловым более длительные творческие отношения, чем с Глебом. Потому что Глеб тогда был школьником, а Саша уже играл у меня в группе несколько лет. Даже в доагатовском проекте там были уже его мелодии с текстами, и, собственно, традиция продолжилась и в «Агате Кристи». Специфичность Сашиных мелодий была в том что он по вкусу был человек весьма попсовый. То есть он любил попсовую музыку, электронную музыку, и поэтому все его мелодии значительно отличались от того, что мы с братом предлагали, как будто бы совсем выпадали стилистически. Знаете, была такая группа Santa Esmeralda — это знойное латино, такое диско с дудками? ну прямо хоть на гей-параде исполнять. Вот песня «Нисхождение» была изначально в таком варианте в демоверсии, а потом мы с Глебом на нее набросились, начали перековеркивать и получилось совсем не латино, а вполне себе инди-хит рядом с New Order или чем-то наподобие того. Кстати, это происходило почти со всеми Сашиными песнями, потому что ну сложно ему творчески жилось среди братьев Самойловых».
Сказочная тайга
1995
«Она тоже была представлена совсем в другом виде, была медленная такая: «тай-та-тара-та-та-та…» Сила Саши заключалась в том, что когда мы уже с Глебом дрались за конечный вариант, тут все наши творческие энергии сходились вместе. И поэтому многие Сашины мелодии становились хитами: все без предвзятости уделяли ему максимум творческой энергии. Это касалось песен «Сказочная тайга» и «Ковер-вертолет»: все эти песни, которые вроде бы не совсем агатовские, становились агатовскими в результате. Ну и клип на «Сказочную тайгу» такой получился, потому что мы решили, что раз уж эта мелодия припева так похожа на гайдаевскую, тогда надо устроить свои «Старые песни о главном», которых еще в природе не существовало. Мы решили сделать прямо вот такое ретро-ретро, с упоминанием киномузыки семидесятых, с этими звуками винтажными, что потом благополучно переросло в известный видеоклип, который и дал старт всем этим проектам про «старые песни о главном».
Опиум для никого
1995
«У этой песни есть своя трогательная история. Мы записывали в Екатеринбурге альбом «Опиум», и, к сожалению, отношения в группе «Агата Кристи» были скорее конкурентными и конфронтационными, нежели дружескими, — на записях это вылезало. Вплоть до того, что мы голосовали втроем, и кто-то всегда оставался в меньшинстве. Мы называли это «первичным трио» — по аналогии с первичными комсомольскими ячейками из трех человек. И вот, я помню, в целом уже все было готово и не хватала пары песен. Среди них была песня «Опиум»: Глеб пришел, волнуясь, и таким субтильным и неуверенным голосом ее спел, мы доделали аранжировку, когда Глеб попытался ее перепеть. Вот именно это начальное состояние с кучей эмоций — озлобленности, и неуверенности, и бахвальства — все вместе дало очень прикольный результат. Поэтому «Опиум для никого» — это та редкая песня, где вокал сохранился вот тем вокалом, который человек в первый раз спел. Мы сделали ее в течение дня, и она стала украшением альбома «Опиум».
Черная луна
1995
«Тут же, через дефис, я указал бы песню «Черная луна», потому что на следующий день или в этот же день, не помню, я показал Глебу заготовку, и пока я записывал гитару, Глеб придумал к ней текст, я ее записал, спел, и вот таким образом был завершен альбом. Так что эти две песни я воспринимаю как одну — ну, в моей памяти чувственно они отложились как нечто целое, одно».
Абордаж
1995
«Песня «Абордаж» любопытна тем, что демонстрационная версия у Глеба была достаточно тяжелой, медленной, поступательной. А в 1994 году как раз в России начал появляется рейв, хип-хоп, электронное направление. Поскольку мы всегда были любопытные до новых жанров, пришло неожиданное решение сделать из песни откровенно нойзовую и танцевальную по тем временам. Эта песня тоже претерпела существенные изменения, в ней тоже сложились две наши с Глебом энергии».
Никогда
2000
«Эта история — полу-«Агата Кристи», а полу-не «Агата Кристи». Песня «Никогда» вошла в саундтреки к фильму «Брат-2». Там была странная история, как вообще все это случилось. Глеб что-то сочинял, рулил творческим процессом, я, как всегда, где-то продюсировал и организовывал и принес несколько песен попробовать. Песню «Никогда» Глеб все никак не мог встроить в альбом, в свою концепцию. Я за этим наблюдал, а потом думаю: ладно, не буду его обламывать. И в тот же период, когда Леша Балабанов снимал «Брата-2», он мне позвонил (мы тогда с ним дружили) и говорит: «Вадь, слушай, у тебя есть какая-нибудь песенка? Мне тут поприсылали, но нет того, чего хочется». Ну, я ему выслал ее, тогда еще не было интернета, так что все было медленно, он мне позвонил и сказал, что это то, что нужно. Когда я увидел, что эта песня стоит в кульминационном моменте, я был впечатлен. После этого песня попала и на радио, ну а потом мы стабильно начали ее играть. Это песня об утопической любви, недостижимой, к которой стремишься в течение жизни».
Не говори
2003
Давайте я вам сейчас расскажу про песню из моего сольного альбома «Полуострова», который мы совместно с [Владиславом] Сурковым соорудили. Песня называется «Не говори». Эта песня была первая, с которой началась наша творческая дружба. Вообще ко мне обратились как к саунд-продюсеру, потому что знали, что я работал с Чичериной, со «Смысловыми галлюцинациями», с «Наутилусом», и в принципе меня интересует такая деятельность, как продюссирование. Мне принесли фонограмму и стихи, я даже понятия не имел, кто такой Сурков. Мне сказали: «Вот, пожалуйста, Владислав Сурков, он пишет тексты и мелодии». И я послушал одну фонограмму, и эта песня — она была такая, знаете, в стиле группы «Воскресение» — такой вот русский рок, такая гитарочка. И мне почему-то она услышалась совсем под другому. Почему то мне кажется, что ее нужно петь, как удав поет кролика. И, собственно, эту интонацию я и передал первой строчкой. Поскольку этот альбом не планировался к какой-то раскрутке, получилось такое чистое творчество, которое любой художник, и я в том числе, обожает. Свободное творчество, не привязанное ни к какому результату, кроме творческого. Результат был неожиданным и для Славы Суркова, когда он ознакомился с этой песней, и мы дальше продолжили заниматься нашими «творческими безобразиями».
В интересах революции
2004
«Образец нашего с братом сотворчества. Это наиболее интересные творческие моменты, когда из нескольких кусочков собирается песня (таких моментов было не так много), благодаря сложению творческих энергий. Удивительна эта песня тем, что уже тогда у нас братом намечались не только политические, но и мировоззренческие разногласия. Меня обвиняли в связях с Кремлем, а Глеб уже начал симпатизировать всяким нонконформистским революционным движениям. И вот уникальность в том, что однажды в каком-то интервью после выхода песни выяснилось, что Глеб текст этой песни воспринимал серьезно. То есть я ее пел от лица такого почти литературного архетипического революционного героя. Каково же было мое удивление, когда я узнал, что Глеб отнесся к этому всему всерьез».
Позови меня, небо
2006
«Это тоже песня проекта «Полуострова». Она значима тем, что тема песни точно отображает мое внутреннее состояние в 2004 году, когда я принял решение, что хватит «Агате» болтаться по дырявым клубам, пора реанимировать проект и выйти на большие обороты. Тогда у меня происходил поиск внутренних ресурсов — как из этой ямы вылезать? И, собственно, размышления на эту тему и есть эта песня. Очень много ходит фанатских легенд, какие песни посвящены кому-то персонально. Могу сказать, что, за исключением двух песен, посвящений больше нет. А эта песня про мою любимую, которую я встретил в 2003 году, с которой до сих пор мы живем и которая перевернула мое представление о себе. Это та самая редкая песня, которая посвящена конкретному человеку — моей любимой».
Эпилог
2010
«Почему эта песня значимая? Когда я начал ее сочинять, уже было принято решение, что «Агата Кристи» записывает свой последний альбом и каждый пойдет своей дорогой. Может быть, это наиболее яркая песня, в которой транслируется ощущение, что заканчивается одна жизнь и начинается что-то за ней другое. Момент переосмысления всего произошедшего, того, что это все значило в общем и что оставит свой след. Песня, в общем, была намного более лирической в демоверсии. Так у нас всегда бывает. Песни в демоверсии могут существенно отличаться от того, что получится в итоге. Эта песня — не исключение. В результате она стала такой, потому что хотелось отбросить лирические сопли и сказать, что впереди что-то новое. «Все раскрасим по-другому» — речь о том, что нас ждет что-то другое и жизнь не заканчивается».
Rolling Stone, Анастасия Коноплева, 07/04/2016