Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Агата Кристи: Избранная дискография
ВТОРОЙ ФРОНТ (1988)
Оценка «МУ»: @@@1/2
Эссенция: предтеча (I).
Стилистику раннего этапа существования группы из уральского города Свердловск точнее всего сформулировал московский музобозреватель Александр Кушнир: «Утяжеленный арт-рок, основанный на лаконичном языке нью-вейва». Стартовое творение «Агаты Кристи», созданное без младшего из братьев Самойлових - Глеба, отдаленно напоминает ее «фирменное» лицо: небудничный мелодизм песен, порожденный синтезаторами, тускнеет на фоне маршеподобного ритма и искусственного академизма.
КОВАРСТВО И ЛЮБОВЬ (1989)
Оценка «МУ»: @@@
Эссенция: предтеча (II).
Второй «доисторический» лонгплей будущих героев всей постсоветской молодежи, записанный уже почти «классическим» форматом участников, мало чем отличается от дебютного: его так же определяют арт-роковые излишества, буйство клавишных, попсовый звук гитар, а также та специфическая эстрадность, которая характеризует период становления группы.
ДЕКАДАНС (1990)
Оценка «МУ»: @@@@@
Эссенция: зрелость.
Сознаюсь, что не располагаю информацией, было ли «магическое перевоплощение» свердловского ансамбля внезапным, но факт остается фактом - на «Декадансе» мы в конце концов слышим «Агату Кристи» в ее привычных очертаниях: балансирование между пост-панком и синти-попом, непревзойденная мелодика, зловещая атмосфера песен, суицидальная тематика текстов, нагло-циничная подача… «Козырной» чертой первого выдающегося альбома является, скажем так, литературный академизм. Уместный.
ПОЗОРНАЯ ЗВЕЗДА (1993)
Оценка «МУ»: @@@@@
Эссенция: серрак (I).
Стильный - так детерминируют внешнюю сторону этого релиза: его выверенную композиционную структуру, прозрачный саунд, мудрый порядок размещения треков, готическую сугестивную ауру; другое прилагательное - гениальная - определяет художественную стоимость работы. В памяти народной «Позорная звезда» отразилась прежде всего благодаря шлягеру, где отношения с женщиной сопоставляют с войной; в действительности же здесь каждый номер является образцом исполнительской одаренности наивысшего уровня.
ОПИУМ (1994)
Оценка «МУ»: @@@@@
Эссенция: серрак (II).
Едва ли не самая талантливая (и, на мой вкус, точно самая мелодичная) русская пластинка девяностых - вовек не забуду своих стартовых впечатлений от нее. Главное, что поразило тогда, - фантастическая партия баса, которая исполняет функцию «формочки», где богатством оттенков играет «содержание» - очень высокого сорта смесь пост-панка и синти-попа. А сначала как критики, так и фанаты больше всего обсуждали попсовость «Опиума», хотя она ему даже очень к лицу.
УРАГАН (1996)
Оценка «МУ»: @@@@@
Эссенция: стихия.
«Ураганом» ансамбль (уже со столичной пропиской) опроверг все обвинения в коммерциализации и ориентации на публику: Вадим Самойлов опять сосредоточился на обязанностях звукорежиссера; саунд получил мощную почву в виде готического рока; среди инструментов предпочтение оказали аналоговым синтезаторам, отодвинув гитары вглубь. Несмотря на то, что, начиная с этого альбома, «Агата Кристи» стала явно перебирать с депрессивными мотивами, он - люксовый.
ЧУДЕСА (1998)
Оценка «МУ»: @@@@1/2
Эссенция: своего рода точка.
«Бриллиантовая» эра жизнедеятельности группы, которая заслужила право считаться великой, длилась достаточно долго - до финиша девяностых: тогда увидела свет фактически проигнорированная публикой седьмая студийная пластинка. Как по мне, квартет просто опередил время: жанровая канва «Чудес» - это отборный синти-поп, а мода на восьмидесятые начнется лишь через несколько лет.
МАЙН КАЙФ? (2000)
Оценка «МУ»: @@
Эссенция: необъятность.
«Агата Кристи», как и практически каждая рок-группа «со статусом», не избежала банальной ловушки: ее суть - в стремлении позабавиться в «концептуальность». Братья Самойловы отмечали, что трек-лист альбома «Майн Кайф?» вмещает завязку, кульминацию и развязку, однако реально этого не чувствуешь, зато слух режет чрезмерное использование в текстах слова «смерть» плюс однообразное музыкальное полотно, образованное выхолощенным неперевариваемым електро-роком.
ТРИЛЛЕР. ЧАСТЬ 1 (2004)
Оценка «МУ»: @@1/2
Эссенция: дикость.
За три года до выхода «Триллера» умер Александр Козлов - аранжировщик и клавишник формации, а пара ее лидеров «…перешла невидимый предел и не может выйти из темноты, застряв в кругу собственных демонов» (так высказался известный арт-обозреватель). Данный релиз шокирует многими аспектами, прежде всего - смешным симбиозом електро-попових синтезаторов и хард-рокових гитар.
ЭПИЛОГ (2010)
Оценка «МУ»: @@@@@
Эссенция: на добрую память.
Новые участники, новый («альтернативный») звук, новое качество материала - «Агата Кристи» сумела красиво попрощаться с аудиторией накануне «развода». Это вообще парадокс: Вадим и Глеб заявляли, что их сотрудничество зашло в тупик, но при этом выпустили феноменальную пластинку. Последнюю.
Владимир БАНЯС, газета «Молодь Украины» №93 (Киев), 20/12/2011