Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Что, “песню щас”?
На гомельском акустическом концерте Глеб Самойлов пел, читал стихи, отвечал на вопросы и даже сдерживал эмоции, чтобы поставить зарвавшихся поклонников на место.
Несомненно талантливый и даже вне “Агаты Кристи” любимый народом музыкант имидж имеет довольно одиозный, чего уж там. Ну для таких не очень подготовленных к его концертам, как я. Мало ли, чего можно было ожидать от декадента-бунтаря на рок-сцене ГЦК. Виски в стакане, нецензурщины и упаднических размышлений — так, наверное, вполне. Но на столике рядом с Самойловым чинно стояла бутылочка с минералкой, которую, впрочем, он так ни разу и не пригубил, а нецензурщину неожиданно пришлось услышать по другую сторону сцены. Подвыпившие поклонники с ходу активно стали пытаться привлечь к себе внимание, едва заслышав сакральное “А если вы не будете задавать мне вопросы, придется все время петь и читать стихи”.
Гул, в котором явственно различимыми были исключительно маты, Глеба не то чтобы озадачил, но уж точно не вдохновил. Он сперва пробовал отшутиться: “А я всегда думал, что у меня с дикцией проблемы”. Потом пытался игнорировать — безрезультатно. В итоге на редкость миролюбиво протянул: “Заткнись, а? А то ведь мне придется заткнуться…”
В общем, если бы нужно было охарактеризовать Глеба Самойлова одним словом, я бы сказала “усталый”.
Перед концертом он рассказал, что вопросы поклонники как правило задают одинаковые. Про “Агату Кристи”, про смысл песен, про выпивку, в конце концов. И не было такого, чтобы какой-нибудь вопрос его удивил: “Но может сегодня такой зададут. Буду надеяться”.
— Глеб, о чем песня “Порвали мечту?”
— О том, что мечту порвали.
— О чем “Детство мое”?
— Об утрате иллюзий детства, моего пионерсковерия в Маяковского и в то, что все это не просто так…
Что “всё это” — он не особо пояснял, да никто и не требовал. Феномен сольного творчества Глеба Самойлова, которому, к слову, две недели назад исполнилось 42, в том, что к нему тяготеют не только и не столько уже повзрослевшие фанаты “Агаты Кристи”, сколько молодежь, и даже подростки, мятежные души, которые терзаются проблемами — неважно, обозначены ли они четко. Просто они неравнодушны — такое у них внутреннее состояние. Три четверти зрителей на гомельском концерте на вид студенты или старшеклассники.
— Знаете ли вы, что конформизм — это высшее знание, которое дается как награда за жизнь, полную метаний подросткового возраста? — стихи Самойлова вызывали порой больше аплодисментов, чем песни.
Но в том-то и фокус, что все творчество Глеба — в той или иной форме призыв не быть конформистами, а думать, переживать и делать собственные выводы или хотя бы пытаться: “Враги сожгли родную веру, куда деваться пионеру…”
— Бывает, днями лежу и мне не хочется просто открывать глаза, не хочется видеть этот мир и не хочется просыпаться, — говорит Самойлов.
— И мне, — тут же доносится чей-то жалобный голос…
— Сегодня у моей девушки день рождения, — зачитывает записку с просьбой поздравить. И затягивает песню: “Романтика умирала долго. В агонии, корчах и муках”.
— Глеб, ты песню щас…
— Что, “песню щас”?
— Ты песню щас эту спой…
— Какую?
Неразличимое что-то в ответ. Самойлов хмыкает и читает, подозреваю, что очень философский текст про “Меня догоняет собака, собака кусает меня”. Стихотворение вызывает без преувеличения овации.
По словам музыканта, он очень скучный человек:
— Я замкнут в себе и не имею хобби какого-то помимо музыки и стихов. Могу днями, не вставая с дивана, смотреть сериалы типа “Лексс” (жанр определяют как “космофэнтези” — авт.)
— А мечтаете еще о чем-нибудь? Не в глобальном смысле, а, скажем, в творческом плане?
— Да может только сейчас и начал. Я мечтаю после последнего… ох, нет, как это лучше сказать… пусть будет, крайнего альбома, написать еще хотя бы одну песню. Потому что у меня такое ощущение, что я уже сказал все по всем поводам, по которым что-то думаю. И сейчас для меня загадка, о чем петь дальше. Хотя, конечно, случится в России какая-нибудь очередная гадость — я о ней спою обязательно. А пока просто хотелось бы чем-то проникнуться, чтобы об этом написать и чтобы людей зацепило. Так что можно сказать, что мечта моя — писать, пока пишется и чтобы слушали меня, пока пишу.
— Нет желания возродить программу “Прощальный ужин Ракель Меллер” (концерт, в котором Глеб Самойлов и Александр Скляр совместно исполняли песни Александра Вертинского)?
— Нет возможности. Мне очень жаль, конечно, что эта программа потихонечку сошла на нет, но не судьба, значит. Не коммерческий это был проект. Возродить — ну как? Алеся Маньковская — оперная певица и неотъемлемая часть нашего мини-спектакля, работает в Лондоне. У Саши Скляра тоже график свой, который с моим не пересекается. Распалась наша дружная компания окончательно — не по злой чьей-то воле, а сама по себе, потихоньку. Но приятные воспоминания, конечно же, остались.
— С кем-то еще поработать совместно хочется?
— Да, и даже уже намечено такое сотрудничество. Вот есть предложение от группы “Барто” сделать совместную песню. Это клевая такая группа, политический электроклэш я ее стиль называю. И с лексикой ненормативной дружат…
— Кстати про политику. У вас с братом нет расхождений на политической почве (Вадим нынче видный общественный деятель, а Глеб нет-нет, да и напишет диссидентскую песню)?
— Нет расхождений на политической почве. Вообще нет расхождений. Просто мы уже два года как не общаемся. Совсем.
— А мне вот интересно, при всем этом вы бы приняли участие в концерте, который рок-музыканты хотели организовать в поддержку критика Артемия Троицкого, уличившего, если вкратце, Вадима в том, что он не “тру”?
— Да, я помню, Троицкий судился тогда с Вадимом. Нет, не принял бы я в том концерте участия. Я просто счел бы это неэтичным. Как бы мы не разошлись по жизни, Вадик все-таки мне брат.
Кстати, в Гомеле об “Агате Кристи” и о Вадиме зрители почему-то не спрашивали. Хотя несколько песен группы Глеб исполнил. “На дне”, например. Но справедливости ради скажу, что теплее всего принимались вещи уже из репертуара The Matrixx вроде “Никто не выжил”, “Жить всегда”, “Ненормальный”. На ура пошла “Последняя заря”, которую, если верить Самойлову, на сольных концертах он раньше не исполнял. Ну и контент сольного альбома Глеба 1995 года “Маленький Фриц”.
Музыка продолжается, в общем. Мне приятно, что Самойлов к нам доехал.
Концерт закончился внезапно.
— Последняя песня, ребят, — без лишних витиеватостей объявил Глеб. — За просто так, за просто так, за не за деньги…
Выхода на бис не случилось. Хотя поклонники были очень настойчивы в просьбах. Ну да какие добавки — так ведь и не удивили вопросами. Хотя мне один запомнился своей масштабностью:
— Глеб, что самое главное в жизни?
— Для меня — иметь силы жить, — ответ прозвучал мгновенно.
“Мы не герои и не убийцы, и жизнь длиннее не становится”.
«Гомельская правда», Ирина Чернобай, 15/08/2012
http://gp.by/section/culture/43628.html