Когда я вижу, что в девушке из-за меня происходят разрушения, то я от неё ухожу! Суицидов и в моей голове хватает!
Олег Гаркуша Глебу Самойлову: «Сниматься у Балабанова было дико интересно»
Бессменный участник группы «Аукцыон» успел сыграть в уйме фильмов и спектаклей, но всегда на правах камео или эпизода, а то и вовсе в роли самого себя. Лента Алексея Балабанова «Я тоже хочу» — первая по-настоящему большая актерская работа 51-летнего поэта и музыканта. Узнать подробности вызвался его давний знакомец, соратник по рок-н-ролльному цеху Глеб Самойлов. Несколько нетрезвого лидера группы The Matrixx заслуженный перформансист Ленинградского рок-клуба встретил за полчаса до московского выступления «Аукцыона», облачившись в блестящий концертный костюм.
ГАРКУША: Глеб, бросай-ка ты пить! Я вот в Америке вылечился и не пью уже больше 15 лет. Конечно, я могу хоть сейчас пойти в бар, дерябнуть, но я слишком хорошо знаю, что будет дальше: запои, дурки, оно мне надо? Трезвость, как и алкоголизм, — это привычка, я привык к трезвости. И оно меня прет лучше всякой алкашки.
САМОЙЛОВ: Ну и сколько лет прошло, прежде чем ты вошел в нормальное психическое состояние?
ГАРКУША: Сразу. В 1996 году я с тем делом закончил, месяц не помню, но точно 23-го числа. Для меня 23 — вообще важная цифра. 23-го я родился, 23-го померла моя бабушка, 23-го погиб мой дедушка, 23-го я поженился и 23-го завязал. То есть 22-го я еще вовсю квасил. До поездки в Америку я пил ужас как! Со всеми — от водопроводчика до бизнесмена. И в другие города по пьяни уезжал, меня находили и на концерты забирали. Тут вопрос простой: умирать или нет. Я решил, что лучше живым буду. Нужен всего лишь щелчок в голове, если она на плечах осталась, конечно. Вот у меня тогда произошел щелчок.
САМОЙЛОВ: А помнишь, мы как-то раз вместе летели из Москвы в Нью-Йорк? В угаре был почти весь самолет.
ГАРКУША: Ну, кроме меня. (Cмеется.)
САМОЙЛОВ: Кроме тебя. Мы сидели с тобой вдвоем. И ты мне долго что-то рассказывал-рассказывал, а потом я очухиваюсь в Нью-Йорке с визитной карточкой клуба анонимных алкоголиков, и сзади — твой телефон. Я же не только алкаш, я полинаркоман! Пять лет на героине сидел, затем на что-то перелез, после еще на что-то, а потом на алкоголь уже.
ГАРКУША: Да на фига оно тебе? Ну, нюхай клей, жри какашки, чтобы вставило. Если ты энергичный, на сцене никакой подпитки не надо: звучат аккорды — все, ты уже там. Я сейчас это понимаю, раньше мне, конечно, по барабану было. У меня есть несколько старых видеозаписей, где я пьяный выступаю. Без боли и стыда смотреть на них не могу.
САМОЙЛОВ: Да я и сам на сцену пьяным не выхожу. Потому что от песен, которые написал, получаю даже больше, чем даю. Во время концерта мне вообще никакого допинга не требуется.
ГАРКУША: Ну конечно! Тем более если ты играешь позитивную музыку. И публика, опять же, не агрессивна.
САМОЙЛОВ: А у меня агрессивные бывают...
«Для меня 23 — вообще важная цифра. 23-го я родился, 23-го померла моя бабушка, 23-го погиб мой дедушка, 23-го я поженился и 23-го завязал. То есть 22-го я еще вовсю квасил, а потом все: решил, что лучше живым буду».
ГАРКУША: Глебушка, немножко похвастаюсь: у нас аудитория ровненькая. Многие, конечно, по-своему с ума сходят, кочевряжатся, но я с удовольствием за ними наблюдаю. Даже, бывает, барабанщика отвлекаю, говорю: «Смотри, какой чел интересный». Вот на последних гастролях в США забавный момент был, когда к нам на концерт пришел полицейский, большой такой афроамериканец с пистолетом — и под конец он уже чуть в воздух не стрелял. Мы его достали в хорошем смысле, и это приятно — когда ты захватил в плен очередного слушателя, тем более там, на чужбине. У нас-то понятно. А если ты играешь для бельгийцев, швейцарцев, датчан, немцев, которые бывают уверены, что медведь — это и есть русский человек? Думаешь про себя: «Ну сейчас мы тебе покажем».
САМОЙЛОВ: Удивительно, сейчас-то на Западе на русские концерты ходят в основном эмигранты. А вот 20 лет назад все было по-другому: и мы и вы выступали перед аборигенами, и каждый удачный концерт был завоеванием.
ГАРКУША: Ну, в 1989-м, когда случились наши первые поездки в Германию или Францию, — там почти ни одного русского не было, разве что эмигранты волны 1970-х годов, вроде Мамлеева или Хвостенко (писатель Юрий Мамлеев и поэт Алексей «Хвост» Хвостенко, который вместе с группой «Аукцыон» записал альбомы «Чайник вина», 1992, и «Жилец вершин», 1995. — Interview). Но и сейчас местные американцы на нас ходят: например, когда мы выпустили пластинку с авангардным гитаристом Марком Рибо и джазовым пианистом Джоном Медески («Девушки поют», 2007. — Interview), половина зала пришла на них, а вторая — на нас.
(В разговор вмешивается редактор Армас Викстрем.)
INTERVIEW: Вы же представители двух разных школ — Ленинградского и Свердловского рок-клубов. У вас не было соперничества?
ГАРКУША: Наоборот! Музыка была дефицитом, и нам было интересно послушать, что играют наши товарищи. Новости о хороших группах разлетались по принципу сарафанного радио, были некие посредники, которые занимались записью. Допустим, в Свердловске сварганили альбом, он оказывается в Питере, заведующий фонотекой Ленинградского рок-клуба Сергей Фирсов показывает его мне, я слушаю и передаю кому-то еще. Это было что-то типа интернета, но на бобинах. Мы ходили и на «Наутилус», и на «Агату Кристи». Скажем, были смешные концерты в клубе «Фонограф» в двенадцать или два часа дня. Днем группы выступали! Утренники такие. Сейчас ситуация несколько иная, а тогда катались, билеты же дешевые были.
САМОЙЛОВ: Так точно. Вот сейчас все жалуются, что рухнул рынок звукозаписи. А в России никто никогда на пластинках и не зарабатывал! Мы все, как настоящие трубадуры, играли концерт и ехали в следующий город. Сколько народу на тебя пришло, вот столько денег ты и получил. А авторские отчисления здесь всегда были копеечными. С Лешей Балабановым, скажем, мы давнишние знакомые — и мы никогда не говорили ему: «Давай нам такую-то сумму, и наша песня будет у тебя в фильме».
ГАРКУША: И мы песню «Дорога» в его «Брат-2» так же, по дружбе отдали. А сейчас в последнем фильме Балабанова «Я тоже хочу» будет только аукцыоновский саундтрек — и старые песни, и специально записанные музыкальные вставки. Сниматься у него, конечно, было дико интересно. Физически очень тяжело — зима, минус 25 градусов, смены долгие, дублей много, но был какой-то странный кайф: вроде тяжело, но хочется еще. Он не то что заставляет тебя что-то делать, нет, ты сам тянешься. По творческой части, по игре у нас никогда не было споров. Честно говоря, я и не ждал этой роли, и не гадал, прекрасно знал, что ее должен играть кто-то из наших общих друзей-музыкантов — Бутусов, Чиграков или Леня Федоров.
САМОЙЛОВ: Так и мне Леша эту роль предлагал!
ГАРКУША: Вот видишь как. А за десять дней до съемок мне позвонил Балабанов и говорит: «Давай». До этого я много где играл, даже посчитал: это мой 19-й фильм, но все предыдущие были эпизодические, там чуть-чуть да тут чуть-чуть. А эта — первая настоящая большая роль. Вот судьба, да?
САМОЙЛОВ: Первым твоим фильмом был «Взломщик» режиссера Валерия Огородникова. Он вышел, кажется, в 1986 году, и в моем родном городе Асбест на него ходили как на рок-концерт!
ГАРКУША: Да-да. Был еще такой фильм — «Милый, дорогой, любимый, единственный». И там в одном фрагменте показали выступление группы «Странные игры». Я был на этом самом концерте, и мы специально на него ходили — заново их послушать.
САМОЙЛОВ: А теперь эти записи и не найдешь нигде.
ГАРКУША: Ну вот, только в кино и можно увидеть.
САМОЙЛОВ: Да, и конечно, мы ходили на «Ассу». Тогда это было нам нужно как воздух — простым парням из города Асбест. Там-то время как раз и живет. (Напевает.) «Я веду книгу учета жизни...»
ГАРКУША: Ты будешь смеяться — я ездил с фильмом «Взломщик» по стране, и в кинотеатрах вставали женщины бальзаковского возраста, кричали, что мы фашисты и всех нас на столбах надо перевешать. Говорили: «Какая гадость! Вы только и делаете, что колетесь и бухаете».
«Какие-то люди кричали милиционеру: "Заберите его, он наркоман!" А тот и отвечает им, причем на полном серьезе: "Его нельзя трогать, он святой!"»
САМОЙЛОВ: Знаешь, тут такой анекдот случился. После концерта 12 июня на проспекте Сахарова со мной перефотографировалось огромное количество «Левого фронта», людей Сергея Удальцова, антифашистов... Потом приезжаю я в город Ижевск — ползала фашистов, которые точно так же поют наши песни, все в наколках со свастиками. Так странно это все.
INTERVIEW: В конце 1980-х тоже ведь люди били друг друга за убеждения.
ГАРКУША: Металлисты били панков в свое время, панки били металлистов. Ну это так, драчка местечковая. И всех таскали менты. А сейчас, представляешь, недавно еду к себе домой, я же в Питере аккурат напротив отделения живу. И там какие-то люди на меня пальцем тычут, кричат милиционеру: «Заберите его, он наркоман!» А тот и отвечает им, причем на полном серьезе: «Его нельзя трогать, он святой!» Я чуть не упал от удивления!
САМОЙЛОВ: А нас и сейчас гоняют. Кстати, недавно выступал в Питере на сборном концерте в поддержку Pussy Riot. И там же был Юра Шевчук, играл новую программу «ДДТ». У меня аж челюсть отвисла. Там жесткач по музыке, и по словам жесткач полный.
ГАРКУША: Юра вообще молодец. Ему по-хорошему наплевать на то, кто и что от него хочет. Он делает только то, что ему нравится. Творческая единица так и должна существовать.
САМОЙЛОВ: Это мне напомнило, как я маме свой последний альбом давал послушать. У нас там такое количество жестких выражений, не мата даже, а именно жестких выражений, радикальных. Я думал, что она мне скажет: «Так, Глеб, выключи это, пожалуйста». Вместо этого она ответила: «Сын, держи это, Асса скоро вернется». Мама все понимает.
INTERVIEW: Вообще принято считать, что русский рок был музыкой политической, но как раз «Аукцыон» и «Агата Кристи» на остросоциальные темы не пели.
САМОЙЛОВ: Нет, политическими группами мы не были. Скажу сейчас крамолу, но и группа «Телевизор» в то время не являлась политической группой, за исключением, может быть, пары песен.
ГАРКУША: Да, на Мишу Борзыкина (лидер группы «Телевизор». — Interview) тогда просто повесили ярлык политикана. Даже песня «Твой папа — фашист» к политике как таковой отношения не имела.
САМОЙЛОВ: Кстати, по-настоящему я открыл для себя «Аукцыон» довольно поздно, на каком-то концерте в «Лужниках», что ли. Помню, как на песне «Немой» вдруг образовалось затишье, невысокий темп, который вы потихонечку начинали раскручивать, а потом: та-та-дам! Это, конечно, был вышак. Тогда-то я начал врубаться, что это за музыка, что это за рок.
ГАРКУША: А мы до сих пор эту песню исполняем. Как-то научились играть свои старые номера как новые: одну и ту же вещь можем уложить в пять минут, а можем хоть во все 20. Мы не специально, просто эти песни меняются вместе с нами: каждый из нас за эти годы изменился и в творческой части, и во внутренней, человеческой. Ведь «Аукцыон» — не какой-то стандартный коллектив, где песни от сих до сих.
САМОЙЛОВ: А я два с половиной года назад, когда распалась «Агата Кристи», перестал исполнять старый материал. Обрезал. Больше ни одной песни «Агаты» не пою. За меня это «Наше радио» делает.
ГАРКУША: Кстати, я у них спрашивал: «Почему вы из наших песен только "Дорогу", "Мою любовь" и "Все вертится" ставите?» Есть же замечательные новые композиции, актуальные, ко времени все подходит. Ответ один: формат! Я вообще не понимаю, что такое формат. Но нам в этом смысле повезло... Есть такие коллективы, которым радио особо и не нужно.
САМОЙЛОВ: Песни The Matrixx они берут, но быстро выкидывают. Слишком уж контркультурно. Видимо, рок теперь должен петь о том, какие мы все хорошие.
ГАРКУША: А у молодых почему-то нет твоего запала. Вот я много лет занимаюсь фестивалем начинающих групп «Гаркундель», уже десять или одиннадцать лет. Это ужас! Буквально недавно выступали четыре группы, пришло на них от силы пять человек. Я к ним подхожу, спрашиваю: «Ребят, у вас друзей, что ли, нет? Для чего вы вообще пришли?!» Мы в свое время буквально рвали когти, где бы нам выступить. Людей сами приводили, афиши сами клеили. Старались вовсю. Вот и достарались до того, что нас любят, уважают и ценят. Не понимаю, что с молодежью сейчас: ни самого творческого материала нет, ни напора. Сложно написать гениальную песню? Да не важно! Ты работай! Не сразу все получается.
САМОЙЛОВ: Слушай, а ты у Германики же еще снимался, да? Мне она как-то позвонила и говорит: «Знаешь, а у меня Гаркуша играет!»
ГАРКУША: Да, меня почти случайно пригласили, я что-то там такое наимпровизировал, но потом эту сцену вырезали, не прошла она по каким-то там… кулуарам. А сюжет был хороший. Я там играл спившегося художника: ко мне приезжают друзья-собутыльники, мы бухаем, а параллельно в кадре разгуливает полуголая девушка. Потом мне Лера сказала, что якобы Эрнст запретил сцену из-за этой самой голой девушки. Не знаю, правда это или нет. Но сама Германика классная, мне очень понравилось с ней работать. Самое смешное, что потом она меня еще раз пригласила на съемки своего нового фильма «Да и да», но у нас снова ничего не получилось — по графику не срослось. Ну, впрочем, я к этому нормально отношусь. Всему свое время.
Лидер группы The Matrixx Глеб Самойлов нашел время для интервью с музыкантом Олегом Гаркушей, а после сам ответил на наши вопросы.
- Как вам в роли интервьюрера?
САМОЙЛОВ: Какое же это интервью? Это была беседа. После нашего разговора я даже остался на концерте "Аукцыона", посмотреть на Олега на сцене. И, кстати, я очень хорошо отношусь к этой группе, но должен сказать, что как композитору их увлеченность долгими проигрышами мне близка. В нашей стране они не канают.
- Что вы в людях любите и с чем не можете мириться?
САМОЙЛОВ: Прежде всего люблю честность. А вот предательство - не люблю.
- Кто или что оказало заметное влияние на ваше творчество?
САМОЙЛОВ: Послушайте, я уже 26 лет на сцене, столько всего было. Скажем, когда-то меня вдохновляли сказки Гофмана или книжки Густава Майринка, особенно его роман "Ангел западного окна". А сейчас это один человек - Путин.
- Опишите идеальную атмосферу для работы.
САМОЙЛОВ: Работать могу где угодно. На кухне, например. Вот когда припирает ночью, сажусь с гитарой - и сочиняю. Главное в этот момент - быть одному, чтобы никто не трогал. Вот сидишь ты - бряцаешь по струнам - и выходит дерьмо. А потом вдруг - раз! - и песни сами начинают течь.
- Что вы сейчас слушаете?
САМОЙЛОВ: В данный конкретный момент мы с командой едем на гастроли и слушаем наш альбом "Треш". А вообще мой любимый музыкант Леха Никонов из группы "Последние танки в Париже". Вы же наверняка и про последний понравившийся фильм спросить хотите? Так вот, это "Бруно" Саши Барона Коэна.
- А над чем работатете?
САМОЙЛОВ: Вместе с музыкантами готовим новую акустическую программу - с роялем, гитарами и балериной. Удивительно, но в акустике наши песни звучат даже жестче. Я давно хотел такую программу, вот и сделал. Запомните, вообще все артисты и актеры делают все для себя.
- Опишите свой характер пятью словами.
САМОЙЛОВ: Мне хватит одного "говнюк".
Interview Россия №11, ноябрь 2012
Комментарии (3)
20 декабря 2012 г. - 20:13
САМОЙЛОВ: Да я и сам на сцену пьяным не выхожу. Потому что от песен, которые написал, получаю даже больше, чем даю. Во время концерта мне вообще никакого допинга не требуется.
Если журналисты не переврали его слова, тогда я вообще не понимаю зачем он так откровенно врет.
21 декабря 2012 г. - 14:16
самое интересное, что ГС и сам походу свято верит в то, что говорит)
21 декабря 2012 г. - 15:45
Тогда у него, похоже, избирательная амнезия прогрессирует. На самом деле, всем хочется выглядеть в глазах других лучше, чем они есть, это можно понять и не особо придираться, если бы не одно "но" - не стоит тогда говорить буквально в том же интервью, что любишь в людях честность, да и ранее называть себя очень честным человеком.